Государственное учреждение образования
«Детский сад № 5 г. Гомеля»
Детский садик №5 «Радугой» зовётся, в нём ребятам весело живётся!
Домашнее насилие над ребенком – это любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушаются его здоровье и социальное благополучие, создаются условия, мешающие оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются права и свободы ребенка.
Выделяют следующие формы насилия в отношении детей:
Формы психологического насилия:
• отвержение (действия, демонстрирующие неприятие ребенка, принижающие его достоинство);
• терроризирование (угроза причинить ребенку физический вред, постановка перед ребенком сверхсложных задач с угрозой наказания за их невыполнение);
• изоляция (необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками);
• эксплуатация/развращение (побуждение к антисоциальному поведению: преступной деятельности, проституции, порнографии, употреблению наркотиков);
• игнорирование (отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка, формальное взаимодействие с ребенком).
Формы физического насилия: включают такие действия как битье, пинки, укусы, ожоги, резкие толчки или нанесение ребенку физических повреждений другими способами.
Формы сексуального насилия: предложения сексуального характера, сексуальные ласки, демонстрация гениталий, мастурбация взрослого в присутствии ребенка, оральный секс, вагинальное или анальное проникновение каким-либо объектом или предметом, включая пальцы или пенис, демонстрация порнографии и использование ребенка в порнографических целях, принуждение ребенка к сексуальному поведению с животным, вуайеризм, сексуальная эксплуатация ребенка с целью получения выгоды в денежной или иной форме.
Пренебрежение потребностями ребенка означает неспособность родителей реагировать на нужды ребенка и включает отсутствие заботы о его физическом состоянии, о получении им образования и эмоциональную безучастность.
• Отсутствие заботы о физическом состоянии ребенка: отсутствие контроля над ним; родители не заботятся о его здоровье, оставляют его, выгоняют из дома или отказываются принимать домой ребенка, который сбежал и вернулся.
• Пренебрежение образованием ребенка: ребенок часто опаздывает в школу и часто пропускает занятия; родители утром не будят ребенка в нужное время, чтобы он успевал к началу занятий; родители не интересуются школьными проблемами и успеваемостью ребенка и др.
• Заброшенность здоровья ребенка: отсутствует систематическая диспансеризация ребенка, необходимая в его возрасте; родители отказываются от необходимых для ребенка медицинских процедур или избегают их; ребенку не покупают необходимые лекарства; не обращают внимания на соматические жалобы и вовремя не обращаются к врачу.
• Эмоциональная безучастность родителей: нежелание или неспособность установить с ребенком прочную привязанность и оказывать ему психологическую поддержку; супружеское насилие в присутствии ребенка; в позволение ребенку принимать алкоголь или наркотики; равнодушное отношение, игнорирование, отсутствие одобрения, нежелание эмоциональной близости с ребенком; вербальные угрозы, оскорбления, унижения, обзывания его такими словами как «дебил», «тупица», частые выражения сомнения в интеллектуальных возможностях, в том числе публичные, понижающие самооценку ребенка, экстремальные и нетипичные формы наказаний – запирание его в темном туалете, пассивное лишение любви и др.
Жестокое обращение с детьми и его последствия: Сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. На практитке бывает сложно отличить предвестники сексуального насилия от позитивного телесного контакта, который совершенно необходим при общении с маленькими детьми. Различия между этими двумя ситуациями определяются намерениями взрослого человека (ситуация могла быть нормальной, если у родителя не было "задней" мысли, которую обычно чувствует ребенок), а также тем, имеет ли возможность ребенок свободно сказать "нет".
Обычно жертвами сексуального порочного отношения являются дети моложе 12 лет, но чаще всего – в возрасте 3-7 лет. Маленький ребенок еще не понимает происходящего, его легче запугать, склонить к тому, чтобы он никому не говорил о том, что произошло (т.е. заключить с ним договор "молчания"). Также совершивший насилие взрослый надеется, что в этом возрасте ребенок не сможет описать все произошедшее словами. Поскольку фантазии маленького ребенка зачастую смешаны с реальностью, то его рассказу, вероятно, не поверят, даже если он что-то об этом сообщит.
Помимо физических симптомов, признаками перенесенного сексуального насилия являются также различные изменения в поведении ребенка.
Изменения в проявлениях сексуальности:
• чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;
• поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;
• соблазняющее поведение по отношению к другим детям, а также взрослым противоположного пола;
• сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);
• необычная сексуальная активность;
• сексуальное использование младших детей, трение половыми органами о тело взрослого.
Изменения в самосознании ребенка:
• снижение самооценки;
• мысли о самоубийстве и его попытки.
Появление невротических и психосоматических симптомов:
• боязнь оставаться в помещении наедине с неким определенным человеком;
• боязнь раздеваться (например, ребенок может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием либо снимать нижнее белье во время медицинского осмотра);
• головная боль, боли в области желудка и сердца.
Самая тяжелая по своим последствиям форма сексуального насилия – это инцест, или кровосмешение, когда сексуальное насилие по отношению к ребенку совершается его близким родственником. Подобного рода сексуальные злоупотребления являются признаком нарушенного функционирования семьи.
Следует отметить, что дети, ставшие свидетелями насилия в семье, испытывают те же чувства, эмоции и последствия, что и пострадавшие от насилия.
У таких детей наблюдаются нарушения физического и психического развития, которые проявляются следующим образом.
Они:
• отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников;
• позже начинают ходить, говорить, реже смеются;
• значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки;
• часто наблюдаются "дурные привычки": сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом;
• у них припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности - педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.
Психологические особенности:
• часто испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины. Или чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками;
• любым путём привлекают к себе внимание, что иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения;
• несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками (при сексуальном насилии);
• низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению чувства вины, стыда, неполноценности;
• высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.
Социальные последствия:
• трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др.;
• пристрастие к алкоголю, наркотикам; они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия;
• проституция, нарушение половой ориентации, трудности при создании собственной семьи; они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.